05 февраля
Russian r&b-stars
Разбираемся, что это за русский r&b такой и где он живет

R&B – жанр, который повлиял на современную музыку сильнее, чем вы можете себе представить. «Thriller» Майкла Джексона, — самый продаваемый альбом в истории, сочетает в себе черты поп, r&b, фанк и рок-музыки, и r&b в этом миксе стоит далеко не на последнем месте. В России же жанр особо не жалуют, в нашей культурной традиции нет того, из чего он состоит. В поэмах Гомера, как и в древнееврейском тексте Ветхого Завета не упоминаются ни синий, ни зеленый цвета, из чего мы делаем вывод, что древние греки не различали их в общей гамме. Русский человек готов окрестить «попсой» всю r&b музыку, просто не расслышав того, что ее отличает от «попсы». Что же делает r&b вполне самостоятельным и очень успешным в западном мире жанром?

В первую очередь то, что характеризует все жанры, в которых доминируют черные — работа с ритмом. Размер большинства r&b песен — привычные всей современной музыке четыре четверти, но чем искуснее и интереснее акцентируются в рамках размера те или иные доли, тем лучше. Речь идет об игре с ритмическим рисунком, то есть флоу. Да, в r&b, как и в рэпе, тоже есть флоу, и хорошему r&b-певцу неинтересно держаться в рамках одного ритмического рисунка даже на протяжении одного куплета. Переслушайте известную вам «7 Days» Крейга Дэвида и обратите внимание на то, сколько раз он меняет фразировку на протяжении песни. Сколько вам потребуется времени, чтобы запомнить все эти изменения наизусть? Сможете ли вы вспомнить нечто подобное на русском языке?


Второе, без чего r&b немыслим — хороший вокал. В классическом звучании r&b певец демонстрирует все возможности своего голоса, пропевает сложные мелизмы (это когда одна гласная в слове опевается десятком рулад, как любит Кристина Агилера), в драматичных моментах увеличивает громкость до предела.


Во второй половине 2000-х жанр начинает приобретать все большую популярность и влияние, что сказывается на звучании. R&B коммерциализируется, и вокальные партии становятся проще — люди должны иметь возможность подпевать. Лучше всего иллюстрирует это явление Cassie — не имея ни голоса, ни даже особенного умения танцевать, она становится звездой благодаря красоте и суперпривязчивой песенке «Me & U», которая могла бы стать хитом, даже если бы вышла сегодня.


К сожалению, именно эта коммерческая волна ассоциируется у многих в России с названием «арэнби», что некоторое время пренебрежительно расшифровывалось как «рич энд бьютифул». Тем не менее, десятки артистов продолжают записывать сложные и мелодичные песни (Anthony Hamilton, PJ Morton, Jill Scott), да и в целом найти плохо поющего r&b-певца в США — практически невозможно. Даже солистка Pussycat Dolls может при необходимости спеть «I will always love you», не распеваясь, хотя никто не ждет от нее ничего, кроме «Buttons».

Вот американская поп/r&b-певица Николь Шерзингер поет кусочек «I will always love you»


Наконец, последняя, очень важная, но наименее понятная русскому уху черта этого жанра — это гармония. Сочетание нот, аккордов и мелодических ходов, на которых строится r&b, не имеют аналогов в русской музыке. Ну не принято у нас после ноты X переходить на ноту Y, другая фольклорная традиция, другая интонация речи. Непривычная гармония вызывает отчуждение и нежелание разбираться в тонкостях, и в итоге все r&b песни звучат для непосвященного, как одна. Что ж, для вашей бабушки точно так же нет никакой разницы между Оксимироном и Славой КПСС.


В целом ясно, почему до недавнего времени никто в России, кроме упрямого Music Hayk, даже не пытался творить в чистом жанре r&b. Мало того, что нужно обладать чувством ритма, хорошо петь и слышать гармонию — важно ведь еще по необъяснимым причинам хотеть записывать именно такую музыку и обладать ресурсами на ее создание. Преград столько, что до момента появления новой волны, которая активно освещается на The Flow, хороших песен на русском языке было создано невозможно мало. Нас не затруднит перечислить их все.

Трек актрисы мюзиклов Теоны Дольниковой «А мной». Песня стала в саундтреком сериала «Клуб», но записана была гораздо раньше. Как была создана эта песня? Почему бы не записать целый альбом, если ты поешь, как Ашанти? Кто автор инструментала? Смиритесь, мы никогда не узнаем. С карьерой у Теоны все в порядке, но за русский r&b, который она могла бы создать с нуля, — немного обидно. Певица также появлялась на припевах у различных рэперов — слушать мы их, конечно, не будем.

«Мечтаешь зря» и «Посвящение» певицы Кнары, которая в хип-хоп попала в качестве бэк-вокалистки Децла в 2001 году. Запомнились также треки «Королева» с некой Викторией Босс и «Время Зажигать» с Децлом — включайте на свой страх и риск, потому что это то самое «rich & beautiful» середины 2000-х со всеми атрибутами типа сериала «Клуб» и шпильками, выглядывающими из под розовых бархатных штанишек.

«Дверь закрой за собой» от певца Deema из тусовки VIP 77, изначально записанная на английском языке, но удачно переведенная на русский. В 2007-м году певец трагически погиб в автомобильной аварии вместе с участником группы «Банда» Ратмиром Шишковым и другими ребятами. Deemaна самом деле не Дима, как вы могли бы подумать, а Альджемен Сисокка — он черный, и много занимался музыкой не только в России. Трек неплохо демонстрирует, что r&b на русском языке делать вполне реально.

Неожиданная жемчужина — песня «Где ты», которую написал Макс Фадеев для Полины Гагариной, когда та участвовала в Фабрике Звезд, и ничто не предвещало никакого r&b.

Пять — вот количество песен, созданных в России до 2010-х годов, в которых соблюдены три простых условия: 

а) русский язык
b) превалирование черт жанра r&b над поп-музыкой
c) потенциал быть добровольно прослушанной кем-либо более одного раза.

Если вы знаете еще — делитесь. А вдруг их не пять, а все семь?

Но годы идут. Подрастает поколение ребят, у которых больше возможностей, чем у тех, кто хотел бы делать r&b в конце 90-х. Они с 15-и лет учатся создавать музыку в программах-секвенсорах, запись в студии теперь стоит 1500 рублей в час, или дешевле, или бесплатно, если писаться у друзей. И самое главное — они понимают, что такое r&b, и хотят работать именно в этом жанре. О них неприлично мало пишут, возможно, боясь спугнуть. В следующем выпуске мы постараемся изучить их музыку глубже, чем это обычно принято делать, и напишем о тех, в ком видим потенциал и даже надежду русского r&b.

Часть первая. Автор: Ксения Корниец — вторая часть на следующей неделе, а пока залетайте к ней на канал, поможет скрасить ожидания.

Читайте также
19 февраля
Guf vs Птаха — Versus