23 января
Obe 1 Kanobe – Живая легенда
Последний джедай

Вы задумывались когда-нибудь, кто из старых артистов больше всех повлиял на новую школу рэпа на русском? Мастер ШЕFF? Ага, безусловно. Кто там еще, Лигалайз? Ну да, конечно. Каста, группа Ю.Г., Рабы Лампы, Смоки Мо? Разве что последний и еще парочка, разлива Def Joint.

Под влиянием всех остальных прошли первая и вторая скинхедовские войны и, пожалуй, первая рэп-революция 2005-7 года. Примерно тогда (плюс минус 2 года) начала плакать весна, клипы группы Центр попали в ротацию ТВ-каналов, сериал Клуб, онлайн-баттлы, Стим и Драго. В то же время, с 2007 по, наверное, 2010 в Москве, на Кутузовском проспекте солировало объединение Supreme Playa Connection, одним из локомотивов которого был — Obe 1 Kanobe.

В попытке хоть как-то изолироваться от бытового нарко-хип-хопа я тогда активно увлекался русским андеграундом – ЧЭ, РО, Kunteynir, Полумягкие, ЖВ и прочие легендарные, многим ни о чем не говорящие, имена. Да, наркотиков и там было много, но стилистических решений раза в три больше, а темы, скорее, неким бытовым сюрреализмом. И вот однажды, на треке «Все будет как ты хочешь», после куплета Бразильца, услышал расслабленный флоу, действительно цепляющий (хоть в то время и особо никто и не знал, что за зверь такой этот флоу). Текст незнакомого исполнителя был до смешного прост, но необычно подан, акцент на собственный сленг и настроение (вайб) производил впечатление, будто ты слушаешь заокеанский рэп. Сегодня это не кажется слишком уж уникальным, но тогда, как минимум сильно выделяло Оби из массы тру-рэперов, к тому же он и сам был достаточно стритовый, что можно было услышать, ознакомившись с его творчеством детальнее.


Как и Лукас в своих работах — Джедай создал свою разветвленную и разнообразную вселенную, в рамках которой медленным, почти запитченным голосом, рассказывались истории с кучей угарных панчлайнов про Кутузу, преследования федералов, вещи, — грязь, а не песни. Сучки, наркотики, деньги — хасл. За него все делала харизма, подлинное обаяние. Он был свеж, продкутивен и необъяснимо очарователен в своем примитивно-грязном стиле. Одним из первых обрел цельный образ, может даже работал над этим, кто знает. Над ним смеялись? Бывало, но автора это нисколько не трогало — и вызывало уважение, к тому же, попытки зацепить его выглядели еще нелепее. Звучали ли тексты забавно? О да, в то время вообще мало кому могло прийти в голову нечто подобное. Попытки были, например, некоторые участники Def Joint, но с оговорками — пытались сделать осознанно, адаптировать, а Оби просто делал и не сильно парился на этот счет. Пожалуй, именно тот случай, когда форма наглухо затмевала содержание. Такой себе московский pmw-рэп (pussy, money, weed), отдающий себе в этом отчет, ясно, что чем-то вдохновленный, но подкупающий отсутствием претенциозности. По количеству вдохновленных, в последствии, уже сам Оби стал отечественным Лил Вейном, Чиф Кифом, Лил Би, Гуччи, не знаю, да всеми сразу, просто, тем, кто разорвал шаблон и был органичен в своих убеждениях.

Пусть рифмы не поражали воображение и не лились непрерывным потоком, но талант пачкать лощенные биты своей неподдельной честностью и простотой забирал свое еще в далеком 2010. Чтобы не отвечать за технику перед задротами — Оби Ван придумал собственную (вдохновился?). Эффект легкости в большинстве треков достигался за счет абсолютной несерьезности, буквально наплевательского отношения. Будто Оби с друзьями джемились на студии и записывали все из угара, спортивного интереса, а не писали треки в натужной попытке поразить слушателя своим мастерством. Это было внутреннее ощущение жизни, сама жизнь и умение передать это слушателю искренне, пускай и сырым. Они звучали если не как фристайлы, то, как минимум, было очевидно, что много времени на них не тратилось, — что привлекало еще больше. Стиль Пьяного мастера. Те, кто слышал старое творчество, уверен, поймают легкую ностальгию при упоминании треков «3325», «5 утра», «Алюминий», «Крепостное право», «Половину вперед», «Не надо слов» и вспомнят те несуразные клипы. Парень показал, что вроде как неформатные и контркультурные русские рэперы — на его фоне просто сложнолицие шаблонные певцы о трудностях броук боя. А та же правда может быть куда более стильной, забавной и смелой. 

Во многом на его распространение в рэп-тусе повлияло еще и знакомство с МЦ Молодым. И несколько неудачный, но громкий фит с Гуфом, но главной причиной, конечно, была несовместимость со общим вектором всего русского рэпа. Он умудрялся задавать тренды и создавать собственные фишки, когда ты даже не догадывался, что так можно. О чем говорить, если у него и подражатель-пародист был, а многие и сегодня не знают, что это разные персонажи. Есть еще рэперы способные похвастаться подобным?

Что сегодня? Рэп и клипы Obe – ужасны, харизму он растратил в периодических появлениях на Версусе. Однако, получил и продолжает получать множественные респекты от самых разнообразных рэперов новой волны, половина из которых так или иначе ориентировались на его творчество (он их отец). От делающей вещи Мози Монтаны до Галата, заимствующего Никитин флоу, от Boulevard Depo до Kizaru, от Яникса до Мирона Федорова — любовь и уважение. Это ли не показатель его реальных заслуг? Пусть органичность переросла в ограниченность, пусть обаяние развеялось с неудачными баттлами, пусть это уже не кажется таким забавным — его вклад в индустрию не получится отменить или отрицать.

Подготовил: Бульвар Сансет

Читайте также
05 февраля
Russian r&b-stars
19 февраля
Guf vs Птаха — Versus