23 ноября
Hash Tag «Ca$h Back»
Ca$h Back – противоречивый, как гопник отжимающий телефоны в виртуальной реальности.

Мы преодолели уже двадцать километров по проселочной дороге, тянущейся по правую сторону реки. И к моменту, когда достигли нужного поворота – водная гладь начинала отдавать багряно-серебряным. Свернув у старой горелой сосны, что, как нам изначально объяснили, многие годы служила ориентиром, попали на финальный отрезок пути: изрытую колесами, исхоженную лошадьми,  довольно просторную тропу меж, полностью голых у основания и размашистых наверху, деревьев.  На конце тропы просматривалась хижина, с виду напоминавшая жилище лесничего, рядом с хижиной величественно замерла идеально вычищенная черная волга. Парковаться рядом пришлось аккуратно, из дверей хижины показался хозяин. 

– Салююют, – прокричал нам Олег, стоя в дверях дома в белой толстовке. – А я вас давно жду, проходите, чай стынет. 

 Вошли. Внутри хижины все отдавало теплотой  и древесной пылью, на полу распластался ковер из медвежьей шкуры (странно и банально, подумал я) в глаза постоянно бросался «хозяйский» колорит. Айпод, подключенный к мультимедийной системе, проигрывал трек Феди i61. Олег отодвинул со столика VR очки, взял пачку парламента и единым, едва заметным движением извлек из нее три сигареты, протянув нам по одной. Все закурили. Чай остыл. 

– Пройдемте на задний двор, я там ручеек отрыл, неподалеку, и облагородил камнями, может захотите воды чистой попить, хотя бы посмотрите. Жена пока отошла за ягодами, так что у нас как раз будет время для интервью. 

Мы встали и вдвоем последовали за ним, захватив чашки...

Ладно-ладно, ладно. Вы понимаете, все это выдумка, я лишь пытаюсь сказать – Олегу удалось сделать альбом на русском языке, о русском быте и жизни без набивших оскомину клише. Одновременно использовав все очевидные и понятные нам с вами темы. Удержать равновесие на канате уличного уважения, натянутого над пропастью индустрии фейков. Релиз ассоциируется в первую очередь с чем-то очень необъятным, лесным, добрым, звуча по-рэперски правдиво. Не про найки и адики, не про пушки и братиков и не растеряв при этом шарма печально известной «трушности». Без примитивно-пацанского понимания мира, про более зрелое, но все же традиционное восприятие. Могу оказаться не прав – но две первые его работы (Золото Маккены и ОР) звучали, как то самое околокриминальное бахвальство из подъезда на южное музло, да, не без иронии, которая добавляла веселья и странности, и все же. В контексте жанра диссонанса никакого возникать не должно, а с оглядкой на современный мир и тенденции – вызывало вопросы. Нельзя отрицать факта – было по-своему стильно и сильно для здешних краев. Единицы людей на тот момент делали нечто подобное и настолько качественно.


Однако волшебства не происходило или происходило, но мало. Материал оставался необъяснимо сырым, будучи качественным технически – больше подходя для «своих».  В дебютном «Артисте» – все немного изменилось в лучшую сторону, кроме неоправданности аргументов и посыла исполнителя, что все еще давали о себе знать. Но артист проклевывался сквозь "братиков". Не знаю, упрекнуть Олега в консервативности – нельзя и необоснованно, но там много вещей, которые режут слух, при общей допустимости всего остального. Основной минус дебюта – лирика, заранее ограничивающая восприятие работы. Ближе всего к крайнему релизу на "Артисте" находится трек – «Пока молодой», что иронично, ведь он есть и на новом c бонусным куплетом ATL. 



Затем последовала работа с ребятами из Молодой России, определено добавившая балов, потом прекраснейший куплет на «Глазами енота» у Слима. В последнем, не знаю, как описать... Создается ощущение, что он может как бы невзначай, припевая, прописать кому-то в щщи. Вот вы с ним разговариваете, вот он поет «вдруг, как в сказке скрипнула дверь», а вот вам прилетает в челюсть. Умение вплести в абсолютно шармовый и крутой куплет быковатые элементы – причина всех противоречий. Стоит сказать, что еще был совершенно отличный «Настоящий» – где середина была найдена.


Ca$h Back – о том, как феномен пацана, столкнувшись с трудностями становится предводителем своей маленькой «банды» – семьи. Причем, достаточно современного пацана. О том, как широки просторы так долго несуществующей «русской души», если не сковывать их оковами социальных несоответствий. Когда держась в стороне от рэп-игры можно в качестве хобби выдавать интересный материал, за которым будет просматриваться рост. Когда артист – это умение высказаться по-своему и находиться наравне с молодежными тенденциями, а не адаптироваться под них, как некоторые. Когда усмотреть в мире что-то сломанное и темное, чтоб оправдать свою слабость уже не вариант, как и беззаботный стёб над этим. Без депрессии и нытья, без неуместной пацанщины. Дело даже не в душевности – в подлинности. У автора впервые есть основания сказать все, что он говорит и быть услышанным. Щелчки раздает не очередная копия или случайное ничто, два трека назад фактически полностью подходящее по описанию под то, что сегодня разносит, а человек, который своими силами выкатил валун творчества и сам выбрал вершину. Человек, который пришел не «брать свое», а говорить о своем. Ведь он уже устроил собственную жизнь, без излишков и заоблачных амбиций. Прошлые его релизы идут на пользу, позволяя взглянуть, как время повлияло на философию автора, а вода в текстах русских рэперов обточила тот самый камень творчества и облегчила работу.

Из трека в трек, исполнитель просит ответить американца в чем сила, а под конец становится понятно, что в правде. Сказать, что там совсем нет маргинальности не получится, она есть и она прекрасна – это не примитивные дворовые мысли о жизни и не самоуверенное перечисление привилегий криминального образа жизни, а внятные и законченные заключения о собственных ценностях и взглядах, в контексте обычной жизни. Которые, как минимум хочется оспорить, а не просто проигнорировать. Во время прослушивания не покидает устойчивое ощущение эволюционировавшей «трушки», клишированность восприятия всегда негативно сказывалась, но здесь она дает представление о общем развитии жанра, здесь правда, как минимум не одета в спортивный костюм и больше не видит шарма в темной стороне. Правда находит нужную форму, раскрывает себя точностью формулировок, протяжностью напевов и держит наравне со слушателем не окуная в говно. Олег не прокачивает уверенность на тебе, утверждая, что ты не сможешь, он просто объясняет, что сумел (потому, что должен) и остается открыт перед поражением. Не плюет на индустрию, хоть и абсолютно законно противопоставляет себя ей, не разделяя ценностей и целей. Напоминая при этом, что тоже скромно стоял у истоков. Альбом балансирует между сформированными давно банальными истинами и современной изменчивостью, пытаясь донести подлинность ощущений и переживаний человека неподготовленного к такому раскладу, волей случая принимающего в нем участие. Лирический герой подгоняет свое видение под мир, не отказываясь при этом от основ и принципов, преодолевает «себя» и собственные закостенелости, не ищет оправданий и не обламывается от несоответствий – загоняя переживания и размышления в пределы звуковых дорожек. Начиная с заглавного трека уверенно стелет на глухой и подвижный инструментал собственного производства, отлично вписывающийся в тенденции, при этом давая понять, что способность соответствовать себе – все еще в цене. 

Ca$h Back – противоречивый, словно гопник отжимающий телефоны в виртуальной реальности. Завораживающий и правдивый, как кухонный разговор. Необязательный, но интересный. Клевый.

Читайте также