01 июля
Слишком много Оксимирона
Поговорим о том же, о ком и все

Хайпа, как говорится, много не бывает, и его ведь всегда надо поддерживать. Каким бы крутым и талантливым не был артист, но о нем забудут массы, если не наводить вокруг собственной персоны какую-либо шумиху.

В этом плане Оксимирон все-таки уникальный персонаж. Его фанаты безумно преданы ему. Не зря ведь гуляют шутки о том, что он копировал Эминема, а его слушатели – поклонников Слим Шейди. Стоит Мирону что-либо сделать, порой даже самое незначительное, как шумиха со скоростью света поднимается вокруг его персоны. И уже все социальные сети пестрят новостями и мемами о лондонском идоле школьников. Это одновременно и хорошо, и плохо. Если так задуматься, то обоснован ли весь этот непонятный хайп вокруг Оксимирона?

Не сказать, что его творчество чем-то кардинально отличается от других. Все говорят об одном и том же, разве что Мирон использует немного другую форму. И ведь восхищения «Горгородом» также раздуты и преувеличены. Да, это интересно многим. Да, это необычно. Но ведь подобные концептуальные альбомы делали и до Оксимирона. Далеко за примерами ходить не надо. Просто слушатели лондонского эмигранта зачастую не знакомы с другим русским рэпом. Об этом говорят также «московские интеллектуалы», которые не так давно рассказали порталу «Афиша» о своем отношении к Оксимирону. Приведем самые интересные из высказываний.

Роман Супер (журналист): «Говорить о месте Мирона в современной музыке при этом не очень-то хочется. Хочется заняться этим через 60 лет, когда Мирон будет существовать только благодаря аппарату искусственной вентиляции легких в доме престарелых, а его пластинки будут продолжать продаваться миллионными тиражами. Мне все-таки кажется, что своей лысой головой он пробил не все потолки в им же построенных музыкальных пространствах. И это тоже прекрасно. Он должен меняться от альбома к альбому, от баттла к баттлу, от тура к туру, а вместе с ним должна меняться и публика, которой, как мне кажется, сам Мирон не слишком доволен: с гигантской армией фанатеющих подростков ему явно скучно, а одного Михаила Идова при этом, очевидно, недостаточно.

По-моему, между Мироном Федоровым и рэпером Оксимироном нет вообще никакой разницы. Это один и тот же остроумный и самоироничный парень из лондонского парка с семечками «От бабы Нюры». И да, Мирон, не нужно тебе ходить в качалку. Ни в коем случае».

Антон Долин (кинокритик): «Я услышал Оксимирона и был практически шокирован качеством текста. Вслушался музыку — и она тоже показалась мне удивительно вменяемой. И если прежде я принимал за свидетельство всеобщей необразованности новость о том, что школьница прочитала на уроке вместо Мандельштама стихотворение Оксимирона, то позднее я понял, с чем это связано. Там действительно настолько плотный, метафоричный, ритмически здорово организованный текст, что человек, недостаточно внимательно в это вслушивающийся, способен перепутать их с каким-то хрестоматийным стихотворением.

После этого я, ведомый любопытством, скачал его последний альбом «Горгород» и обнаружил еще одно свойство музыки Оксимирона, которое мне кажется сегодня вообще довольно редким. Когда-то, до того как перейти на классику, я слушал много арт-рока и прогрессив-рока. И мне очень нравились концептуальные альбомы, где композиции связаны единой идеей. И вдруг я обнаружил целую рэп-оперу в альбоме Оксимирона, где присутствует сюжет с лирическим героем и неожиданной интригой. Это меня совершенно восхитило, потому что тут требуются не только поэтические качества, но и, скажем так, сценарные».

Вера Полозкова (поэтесса): «Мирона обожают те, кто не знает больше ни одного имени в русском рэпе, по довольно простой причине: он настоящий русский поэт и масштаб его личности начисто сносит рамки гетто, в котором он произрос. Ты оказываешься застигнут врасплох, когда татуированный, наголо бритый парень с тяжелым взглядом вперемешку с крепким матом поминает в текстах Лотреамона, Гелиогабала, Черубину де Габриак и «Некрономикон» Лавкрафта, но, шагнув чуть дальше этого первого изумления, обнаруживаешь, что дело даже не в эрудиции: это просто рефлексирующий, точный, невероятно одаренный технически, беспощадный к себе и лицемерным социальным конвенциям поэт — в том смысле, в каком поэтами являлись Высоцкий, Башлачев, Науменко и другие. Первый за долгие годы призванный объединить на своих концертах поколения 40-летних и 17-летних, богему и рэп-тусовку, молодую сердитую контркультуру и седую начитанную элиту, внезапно обретшую в «мальчике с улиц» блестящего собеседника».

Михаил Козырев (продюсер, ведущий): «Впервые у меня, что называется, челюсть отвисла, когда я посмотрел на его баттлы. Я очень хорошо помню, что я даже вывесил на фейсбуке баттл с Джоннибоем и там было просто какое-то распятие младенца — настолько неравнозначные по своему таланту люди в нем соперничали. Мне было не очень понятно, зачем вообще Оксимирону принимать такой вызов. Видно было, что его соперник умеет рифмовать, но не более того. А то, как он это делал, — это было завораживающе круто. Поражала не только ритмическая основа и стихотворная составляющая, но еще и потрясающая яростная энергетика. Вот эта ярость — ярость вселенского масштаба, которую можно было сравнить с Заком дe ла Рочей из Rage Against the Machine или с Эминемом, что, в принципе, уже стандартное сравнение. В этот момент я сам стал поклонником, слушателем, и как у меня это обычно бывает, если меня что-то дико вставляет, то мне обязательно надо всем это рекомендовать, чтобы все это слушали. Так что «Горгород» я уже принял просто как долгожданный альбом».

Михаил Идов (сценарист, журналист): «Почему Мирона слушают люди, которые прочий русский рэп не любят и не слушают? Попробую объяснить. По его песням разбросаны призывные маячки для интеллигенции, которая всегда млела от сочетания высокого лба и низкого лексикона, будь то отдельные моменты Бродского или, не знаю, Юз Алешковский: в панчах типа «они … вытягивают, как Модильяни» или «это во мне убило принца, как Гаврило Принцип» — и шутка, и записка от учителя с разрешением над этой шуткой смеяться. Но поразительно скорее то, что мысли и эмоции, которые Мирон при помощи этой пиротехники транслирует, абсолютно простые, понятные любому школьнику и иногда даже по большому счету наивные. И это настолько подкупающее сочетание, что оно оказывается выше жанра как такового».

Полный текст этой статьи читайте здесь.

Что же в свою очередь Оксимирон? Он тоже прочел данный материал и был не особо рад таким сверх хвалебным высказываниям.

Складывается ощущение, что все эти материалы, высказывания, весь хайп уже просто «притягивается за уши». Даже сам Мирон порой не желает так много шуметь и светиться по незначительным инфоповодам. Теперь вот еще журнал GQ выставляет кандидатуру Оксимирона в голосовании за звание «Музыканта года». Однако там не всё так просто. На хип-хоп поприще конкуренцию ему составляет Баста, который действительно за прошедший год стал мейнстримом. Помимо всего прочего хип-хоп сообщество в GQ представил еще и Скриптонит, кандидатуру которого выдвинули в номинации «Открытие года». С полным списком номинаций, а также с ходом голосования можно ознакомиться здесь.

Ну, как бы там ни было, всё это есть, всё это происходит, и мы в свою очередь продолжаем следить, освещать эти события и высказывать своё субъективное мнение.


Читайте также